Четвертая Уральская Индустриальная Биеннале современного искусства

Я очень люблю современное искусство. При этом оно меня иногда раздражает, в некоторых случаях – бесит, и очень часто – я ничего не понимаю. Но все равно люблю, потому что я знаю: если я пойду на выставку, то равнодушной я оттуда точно не уйду.

Для меня современное искусство – это всегда ощущение, чувство, впечатление. Наученная горьким опытом своего непонимания, я решила отключать мозг и разум на время посещения музея, и с тех пор балдею. Думать, как мне кажется, не надо, надо чувствовать. Мы и так каждый день решаем задачи, придумываем новые проблемы и переживаем, как все успеть сделать. Иногда надо отвлекаться. Именно современное искусство берет нас за плечи, трясет и просит взглянуть на мир по-другому. И самое классное, что у нашего города есть возможность встряхнуться.

Далее – несколько причин, почему мне понравилось на Четвертой Уральской Индустриальной Биеннале современного искусства.

Ребята из ГЦСИ работают очень мощно, самое главное – они не сдаются, и делают этот проект уже который год. Казалось, что внедрить современное искусство на промышленном Урале – это утопия, но уже в 4-ый раз команда биеннальщиков доказывает обратное. Я бы ходила на все выставки только ради этого – поддержать энтузиастов и показать всем, что мы тоже можем. Что Урал – это не только зима, грязь и отсутствие отопления. Урал – это характер, это работа, это сила. Урал – это когда вокруг тебя только камни и снег, и только благодаря твоим усилиями и вере на этом месте случается чудо.

На Биеннале стоит идти ради самого пространства. В прошлый раз эта была гостиница «Исеть», которая, по-моему, привела в восторг всех: и кураторов, и художников, и жителей города. Вид с восьмого этажа на трамвайное кольцо Луначарского был во всех инстаграмах моих знакомых. В этом году выставка проходит в Приборостроительном заводе, и для меня это было очередное открытие. Ты можешь всю жизнь прожить в городе, шататься по подворотням, знать секретные выходы из дворов, но ты никогда не окажешься на закрытом предприятии. А тут – потрясающая возможность увидеть, как и где работали люди. Заводы – это часть нашего бытия. Это настолько глубоко в подсознании, что даже мне, никогда не стоявшей у станка, площадка биеннале показалась очень родной и знакомой. Длиннющие коридоры, окна до потолка, помещения, кабинеты, закутки, бывшие лаборатории и вид на набережную – это все очень интересно и необычно.

Особенность этой выставки – акцент на видео-инсталляциях. И я точно пойду еще раз, чтобы внимательно посмотреть каждую. Конечно, я привыкла к другому формату: к картине, которую надо разглядывать, к обычным инсталляциям, которые надо рассматривать со всех сторон, к интерактиву, когда экспонат можно потрогать. Видео, в этом смысле, скучный объект. Сидишь в темноте, кто-то на экране делает что-то непонятное. Надо думать, короче, а этого делать иногда очень не хочется. Ты же вроде развлекаться пришла, а тут надо опять соображать. Но я считаю, что себя надо заставлять иногда. Лично я настолько привыкаю к рутине, и даже работа преподавателем (не самая скучная, к слову) все равно загоняет тебя в какие-то шаблоны: поведенческие, мыслительные и прочие. Одним из эффективных лекарств может стать современное искусство.

И напоследок о том, что меня привело в восторг.

На первом месте однозначно – большой зал с медными изогнутыми штуками, подвешенными на лески. Ты заходишь в помещение, и замираешь, потому что на тебя одновременно падает тишина и тоненький звук. Все эти штуки гудят. Сначала прикольно, потом жутко, потом классно, потом непонятно, страшно и снова круто. Я сразу впала в какое-то медитативное состояние, и если честно, не хотела оттуда уходить. Это именно та ситуация, когда у тебя отключается мозг и работают на пределе чувства и ощущения.

На втором месте – видео с китайских фабрик. В кадре люди, которые сидят на своем рабочем месте, вокруг них или искусственные цветы, или расшитые картины, шарики, игрушки, елочная мишура и так далее. Люди смотрят что-то в компьютере, камера перемещается от одного рабочего места к другому. Как человек, долго интересующийся Азией и Востоком, я была потрясена. Считаю, что это видео надо смотреть обязательно, особенно – всем востоковедам нашего города.

На третьем месте – мини-текты на карточках, которые расставлены во многих помещениях. Это очень интересно и познавательно: как делаются краски, особенности невьянской иконы, где находится Сатка и многое-многое другое, что составляет основу уральского бытия. Мне не хватило времени, чтоб все прочитать и осознать.

И еще: выберите день посвободнее, позовите друзей или родственников, соберите теплую компашку и сходите на завод. Послушайте медиаторов-экскурсоводов, сфотографируйтесь с огромными почти-матрешками, полистайте книги в филиале «Пиотровского», побродите по коридорам, почитайте, посмотрите. Круто это все, или скучно, или непонятно, или прикольно – решать вам. Мне кажется, самое интересное - вы выйдете с выставки немножечко другим.

Четвертая Уральская Индустриальная Биеннале современного искусства продлится до 12 ноября в здании Уральского приборостроительного завода на ул. Горького, 17.

Время работы: 12.00 - 21.00, понедельник выходной.
Стоимость билетов: 400 руб, для студентов и пенсионеров - 200 руб.

Автор Ксения Лозовская

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить